Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Клубничка»
п. Климово
Итоговое мероприятие
в старшей группе
«Путешествие в лес родного края»
Воспитатель: Мячина Анна Владимировна
Программные задачи:
Обучающие: Систематизировать представления детей о Красной книге Брянской области, ее роли для сохранения животного мира; расширять представления детей о жизни животных и птиц в природе. Подводить к пониманию взаимосвязи жизни человека и природы, важности беречь и охранять животный мир, правильно вести себя в природе.
Развивающие:
Развивать художественно-творческие способности.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к животным, эстетическое отношение к природе в окружающем мире.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: беседы, рассматривание серии картин «Животные Брянского леса», отгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов. Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное?», «Чей след?», «Напоминающие знаки». П/и «Поймай рыбу», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц». «Что я за зверь?». Просмотр мультипликационного фильма. Раскрашивание картинок. Проектная деятельность.
Оборудование: -фонограмма шум леса, голоса птиц; презентация к занятию; знаки природы; шапочки белого и бурого медведя; макет леса, озеро; плоскостные фигуры животных: зубр, рысь, бурый медведь, филин, лебедь; для проведения опыта: перо птиц (гусь, курица); для продуктивной деятельности: плоскостные фигуры животных (зубр, рысь, бурый медведь, филин, лебедь) салфетки, бумага, коричневые нитки, нитки черные, нитки белые, пластилин.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами оправимся в путешествие. А куда догадайтесь сами:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
Ответы детей: лес.
Воспитатель: Перед тем как отправиться в лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу, а помогут вам знаки. Выберите себе любой знак и расскажите о нем.
( На столах разложены знаки природы. Дети берут себе по одному знаку и рассказывают про него, затем прикрепляют к магнитной доске ).
Ответы детей:
1-ый ребенок: Не ломай (не руби) деревья и кустарники, это дом для птиц.
2 - ой ребенок: Не разоряй муравейники, они санитары леса.
3 - ий ребенок: Не лови диких животных и не уноси их домой, им плохо жить в неволе.
4- ый ребенок: Не топчи ядовитые грибы, они нужны животным.
5- ый ребенок: Не разоряй птичьи гнезда, птицы поедают вредных насекомых, красиво поют.
6 - ой ребенок: Не шуми в лесу, ведь ты в гостях, можешь помешать животным, птицам, насекомым.
7- ой ребенок: Не лови бабочек, стрекоз, шмелей они опыляют растения и очень красивые, в неволе они погибнут.
8 - ой ребенок: Ходи по лесу аккуратно, зря не топчи траву, цветы, насекомых, помни ты здесь гость.
Воспитатель: Да, лес является домом для животных и птиц. Я надеюсь, что мы будем соблюдать эти правила. Но тогда в путь. А как же нам попасть в лес?
Ответы детей: На самолете, на машине, на поезде, на велосипеде.
Воспитатель: А я предлагаю с помощью волшебных слов. Давайте закроем глаза и произнесем слова.
Я хочу в волшебный лес,
где полным – полно чудес (Произнести 2 раза)
ИКТ (музыка - шум леса; слайд природы леса на проекторе).
Предлагаю открыть глаза детям и обращаю внимание на проектор.
Воспитатель: Вот мы и с вами очутились в лесу. Как красива природа родного края. Кругом деревья, кустарники (ИКТ природа) Где же животные, птицы, почему их не видно?
Ответы детей: Спрятались, испугались.
Звучит запись голоса: (леший). Ха-ха-ха, потому, что это я, Леший их заколдовал. Не увидите их никогда. Ха – ха – ха.
Воспитатель: Ребята, животных нужно спасти.
Как вы думаете, чем мы можем им помочь?
Ответы детей: найти и расколдовать, обхитрить и наказать лешего и др.
Воспитатель: А я думаю, что спасти животных помогут вам ваши знания.
Чтобы расколдовать первого животного надо отгадать загадку, послушайте, загадает её вам Настя.
Настя:
Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Высота – два метра в холке,
Близоруких глаз две щелки.
Есть рога и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
Ответы детей: зубр.
Воспитатель: Ариана, что знаешь об этом животном?
(Ребенок описывает животное)
Ариана:
Зубр – крупное и сильное животное среди млекопитающих. У него длинная густая шерсть на высоком загривке, на плечах. А шерсть на груди и шее напоминает косматую бороду. Зубр травоядное животное, питается ветками и побегами кустарников, гложет кору деревьев. Может полакомиться и грибами.
Воспитатель: Ребята, а в лесах нашего родного края обитает это животное?
Ответы детей: Нет, это животное живет в специальном заповеднике, находится под охраной.
Воспитатель: Да, ребята, зубр действительно охраняемое животное и он занесен в Красную книгу Брянской области.
Воспитатель: (обращаю внимание детей на макет леса)
Ребята, посмотрите, зубр появился в нашем лесу.
(Выставляется зубр на макет леса)
Воспитатель: О следующем животном нам расскажет Маша К.
Маша К.:
Живет она в глухих лесах,
На ушках – кисти, при усах.
Большая кошечка, однако,
Размером, прямо, как собака.
Такой уже не скажешь: «Брысь!».
А это значит: кошка -…
Ответы детей: Рысь.
Воспитатель: На какого животного похожа рысь?
Ответы детей: На кота.
(Обращаю внимание на слайд. Предлагаю сравнить рысь и кота).
Воспитатель: Что общего у этих животных?
Ответы детей: Оба животных хищники, у них тело покрыто густой шерстью, рысь, как и кот, хорошо лазает по деревьям, видит в темноте. У нее, как и у домашней кошки прекрасно развит слух, но слабее – обоняние.
Воспитатель: Чем отличается рысь от кота?
Ответы детей: Рысь это дикое животное, а кот домашнее. У обычного кота нет кисточек, а у рыси на кончиках ушей кисточки из длинных волосков, у рыси тело укороченное, а ноги длинные, прямые, с широкими лапами, а у кота тело вытянутое и ноги короткие, хвост у рыси короткий, на конце словно обрублен, а у кота длинный.
(Выставляется рысь на макет леса)
Воспитатель: Посмотрите, ваши знания помогли появиться в лесу рыси.
Воспитатель: О следующем животном нам загадает загадку Маша Я.
Маша Я.:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
Ответы детей: Бурый медведь
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто у бурого медведя родственник?
Ответы детей: Белый медведь.
(Слайд: бурый и белый медведь)
Воспитатель: И вот однажды встретились два медведя: белый и бурый. (Инсценировка):
(Бурый медведь: Дима З., Белый медведь: Даня Г.)
Бурый: - Здравствуй! Ты кто?
Белый: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?
Бурый: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?
Белый: - А я на Северном полюсе. У тебя шерсть,
какого цвет?
Бурый: - У меня шерсть коричневого цвета. А у тебя?
Белый: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?
Бурый: - Я ем малину, мёд, коренья, ловлю рыбу. А ты что ешь?
Белый: - И я ем рыбу, а ещё тюленей. Что ты делаешь зимой?
Бурый: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?
Белый: - А я сплю на льдине в снегу.
Воспитатель: Почему бурый медведь не может жить на Северном полюсе?
Ответы детей: Бурому медведю нечего есть, очень холодно, виден на снегу.
(Выставляется бурый медведь на макет леса)
Воспитатель: И бурый медведь спасен благодаря вашим знаниям.
Воспитатель: Мы знаем, что животные встречаются часто в сказках. Назовите сказки, в которых есть медведь.
Ответы детей: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Вершки и корешки», «Теремок», «Маша и медведь».
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Медведь и пчелы».
Воспитатель: Возьмите шапочки и распределите роли кто кем хочет быть.
Воспитатель: Вышли мишки погулять и медочку поискать,
но не тут то было дело, много пчелок налетело, стали мишек догонять, больно жалить и кусать.
(ИКТ жужжание пчел).
Воспитатель: Ребята, а теперь поменяйтесь ролями и поиграем еще раз.
Воспитатель: Лес дом не только для животных, но и для птиц, видно леший тоже заколдовал птиц, мы не слышим их песен.
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь птицам вернуться в лес?
Ответы детей: Позвать птиц, найти птиц.
Воспитатель: А я предлагаю узнать их по голосу.
(Звукозапись голоса птиц: дятел, лесной жаворонок, глухарь, дрофа, серый журавль, филин).
Воспитатель: Соня знает стихотворение о филине. Давайте её послушаем. (На экране слайд-филин)
Соня:
Носит филин на макушке
Очень маленькие ушки.
Для себя и малышей
Ловит ночью он мышей.
Сам летает так бесшумно
Потому что очень умный
У него хороший слух
И ворчит он «ух» да «ух».
Воспитатель: Посмотрите, сколько много птичьих следов.
Предлагаю вам узнать следы филина среди других следов птиц.
(Игра: «Найди следы»)
(Появляется филин на макете леса)
Воспитатель: Молодцы! Вот филин появился в нашем лесу.
(После филина появляется незаметно на макете лесного озера лебедь)
Воспитатель: Есть птицы, которые умеют не только летать, но и плавать, как их называют?
Ответы детей: Водоплавающие.
Воспитатель: Каких водоплавающих птиц вы знаете ?
Ответы детей: гусь, утка,лебедь
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему выходя из воды, перья у лебедя, как и у других водоплавающих птиц остаются сухими.
Ответы детей:
Воспитатель: У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья, поэтому у них перья не намокают.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу как это происходит.
Проводим опыт:
Воспитатель: Посмотрите перед вами перья. Каким птицам принадлежат они?
Ответы детей: гусь и курица.
(Предлагаю детям опустить перья в тазик с водой по очереди и понаблюдать что произошло.)
Вывод: Гусиные перья сухие, с капельками. Они смазаны жиром и поэтому не намокли. Куриные перья намокли, слиплись, стали похожи на полоску. С них течёт вода.
Воспитатель: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Лебедь, как и гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.
Воспитатель: Посмотрите, наши знания помогли нам, животные и птицы появились в нашем лесу. Назовите ещё раз этих животных.
Ответы детей: Зубр, рысь, бурый медведь, филин, лебедь.
Воспитатель: Мы знаем с вами, что эти животные и птицы занесены в Красную книгу Брянской области. Ребята, а что это значит?
Ответы детей: Эти животные очень редко встречаются, или исчезающие. И они охраняются.
Воспитатель: Ребята, что нужно делать для сохранения исчезающих видов животных?
Ответы детей: Не загрязнять природу, не охотиться, бороться с браконьерами, разрешается фотоохота.
Воспитатель: Предлагаю собрать животных, о которых мы говорили на одной страничке. Пусть она станет дополнением Красной книги, в нашем уголке природы.
(Продуктивная деятельность)
Воспитатель: Предлагаю выбрать, кто какое животное будет делать.
(После продуктивной деятельности животные выставляются на макет)
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы. Вы очень старались и у вас получились замечательные животные. Посмотрите, какой красивый макет у нас получился.
Воспитатель: На этом наше путешествие в лес завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произнесём волшебные слова:
С чудесным лесом мы прощаемся.
В детский садик возвращаемся.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей: Да, понравилось.
Воспитатель: Наше путешествие мы закончим красивыми словами о природе: (дети рассказывают стихотворение).
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь! |